Центр «Авионика» и кафедра 703 «Системное проектирование авиакомплексов» МАИ разрабатывают полётный контроллер, куда входят аппаратная платформа и программный комплекс. Разработка бортового программно-аппаратного комплекса управления беспилотными воздушными судами средней и малой размерности может применяться на летательных аппаратах мультироторного типа и тейлситтерах (БЛА вертикального взлёта и посадки, который летит как аппарат самолётного типа). В результатах работы заинтересованы концерн ВКО «Алмаз-Антей», ОАК и УЗГА.
Полётные контроллеры выполняют такие функции, как интерпретация входных сигналов, управление по радиоканалу, стабилизация, следование по маршруту. Более продвинутые умеют реализовывать сложный автоматический полёт, поддерживать динамическую фильтрацию вибрации, выполнять автоматизированные действия в случае отказов.
Сегодня новые разработчики БЛА, решившие сделать относительно дешёвый аппарат, вынуждены использовать открытые решения. Они имеют как преимущества, так и недостатки, главным из которых является то, что написанный код разрабатывается вне стандартов качества и не проходит полноценного тестирования. А разработчики не всегда обладают необходимыми компетенциями.
Полётные контроллеры выполняют такие функции, как интерпретация входных сигналов, управление по радиоканалу, стабилизация, следование по маршруту. Более продвинутые умеют реализовывать сложный автоматический полёт, поддерживать динамическую фильтрацию вибрации, выполнять автоматизированные действия в случае отказов.
Сегодня новые разработчики БЛА, решившие сделать относительно дешёвый аппарат, вынуждены использовать открытые решения. Они имеют как преимущества, так и недостатки, главным из которых является то, что написанный код разрабатывается вне стандартов качества и не проходит полноценного тестирования. А разработчики не всегда обладают необходимыми компетенциями.
– Выходит, что разработчик получает продвинутый по функционалу продукт, который не имеет документации, прозрачной логики работы, не проходил тестирования. И никто не гарантирует, что он будет хорошо работать на БЛА, – поясняет ведущий инженер Центра «Авионика» МАИ Глеб Боярский. – Отсюда возникла потребность в создании программного продукта, который будет реализовывать необходимый индустрии функционал. Он будет протестирован, написан в соответствии с нормами и правилами для промышленного кода, будет иметь подробную документацию и прозрачную логику работы. Иными словами, гарантию качества.
Бортовой программно-аппаратный комплекс
Благодаря навигационным комплексам система управления получает оперативные данные о параметрах движения беспилотного летательного аппарата. Однако использование классических методов многомерного статистического анализа в качестве основы алгоритмов привело к достижению лимита точности и надёжности таких комплексов. Поэтому сегодня возник запрос на исследование новых направлений обработки навигационной информации. И наиболее перспективными оказались методы, основанные
на использовании искусственного интеллекта. При сравнительном анализе качество моделирования с помощью нейросетей в ряде случаев показало существенное преимущество над использованием линейных регрессионных моделей.
и информационно-измерительные комплексы» МАИ. Однако на разных этапах к выполнению задач будут привлечены и другие подразделения университета, сотрудники которых имеют богатый опыт и обладают компетенциями, например, в сфере разработки вычислительных систем, проведения полунатурных и натурных экспериментальных исследований, лётных испытаний бортового оборудования и др.
на использовании искусственного интеллекта. При сравнительном анализе качество моделирования с помощью нейросетей в ряде случаев показало существенное преимущество над использованием линейных регрессионных моделей.
– В рамках проекта «Разработка технологии и демонстраторов многодатчиковых навигационных комплексов БАС, основанных на совместной обработке разнородной измерительной информации с использованием искусственного интеллекта» в МАИ будут исследованы возможности применения методов ИИ, прежде всего нейросетей, для совместной обработки информации от различных навигационных датчиков и систем, в том числе инерциальных и спутниковых, – отмечает начальник НИО-305 МАИ Максим Жарков.Основу коллектива, работающего над данным проектом, составляют учёные кафедры 305 «Пилотажно-навигационные
и информационно-измерительные комплексы» МАИ. Однако на разных этапах к выполнению задач будут привлечены и другие подразделения университета, сотрудники которых имеют богатый опыт и обладают компетенциями, например, в сфере разработки вычислительных систем, проведения полунатурных и натурных экспериментальных исследований, лётных испытаний бортового оборудования и др.
Нейронавигация
Однако на сегодняшний день на рынке существуют лишь разрозненные методики формирования требований к БАС. Над проектом
по созданию единой методологии – сложной технологии, основанной на системном подходе, работают научные коллективы кафедр 101 «Проектирование и сертификация авиационной техники», 707 «Внешнее проектирование и эффективность авиационных комплексов», 602 «Проектирование и прочность авиационно-ракетных и космических изделий» МАИ. Работа включает формирование технологии проектирования БАС, определение технических обликов БВС и методов их реализации, создание технологий концептуального проектирования БВС.
Индустриальными пользователями станут как разработчики беспилотной авиационной техники, так и эксплуатанты. Методология поможет первым создавать устойчивый к изменению внешних условий и целевых задач аппарат, а вторым – чётче понимать, как экономически выгодно использовать то или иное изделие, где его хранить, как проводить техническое обслуживание и ремонт, как оптимизировать работу с обслуживающим персоналом.
по созданию единой методологии – сложной технологии, основанной на системном подходе, работают научные коллективы кафедр 101 «Проектирование и сертификация авиационной техники», 707 «Внешнее проектирование и эффективность авиационных комплексов», 602 «Проектирование и прочность авиационно-ракетных и космических изделий» МАИ. Работа включает формирование технологии проектирования БАС, определение технических обликов БВС и методов их реализации, создание технологий концептуального проектирования БВС.
Индустриальными пользователями станут как разработчики беспилотной авиационной техники, так и эксплуатанты. Методология поможет первым создавать устойчивый к изменению внешних условий и целевых задач аппарат, а вторым – чётче понимать, как экономически выгодно использовать то или иное изделие, где его хранить, как проводить техническое обслуживание и ремонт, как оптимизировать работу с обслуживающим персоналом.
Активно развивающиеся беспилотные авиационные системы выдвигают новые требования к процессу их производства и дальнейшей эксплуатации. При создании летательного аппарата критически важным является начальный этап, на котором формируются и обосновываются функционально-технический замысел и концепция применения. От глубины проработки принимаемых на этом этапе решений во многом зависит как технический уровень создаваемых образцов БАС, так и будущая эффективность их использования.
Сегодня на рынке отсутствуют комплексные расчётные и экспериментальные программы и методики испытаний гибридной силовой установки (ГСУ). В рамках проекта «Разработка технологии для создания гибридной силовой установки БВС большой грузоподъёмности (свыше 500 кг) с распределёнными движителями» на кафедрах 203 «Конструкция и проектирование двигателей», 310 «Электроэнергетические, электромеханические и биотехнические системы» и в лаборатории № 2 «Гибридные и электрические силовые установки» института № 14 «Передовая инженерная школа» МАИ будут разработаны отдельные расчётные модели основных узлов ГСУ, после чего их увяжут в единый комплекс. Проектом заинтересовался Уральский завод гражданской авиации.
– ГСУ — симбиоз теплового и электрического двигателей – позволяет существенно повысить топливную эффективность, экономичность эксплуатации и надёжность беспилотника, – рассказывает начальник НИО-203 МАИ Дмитрий Холобцев. – Работа заключается в формировании научно-технического задела, обосновании облика ГСУ большой грузоподъёмности с распределёнными движителями; создании расчётных компьютерных моделей, программ и методик испытаний; производстве демонстратора; проведении испытаний и подтверждении работоспособности расчётных моделей программ. В дальнейших планах – разработка техзадания на опытно-конструкторские работы под конкретный объект.
Технология проектирования БАС
Гибридная силовая установка
В 2024 году в России стартовали несколько федеральных проектов, одним из ведущих участников которых является Московский авиационный институт. Один из таких проектов – «Перспективные технологии для БАС» (БАС – беспилотные авиационные системы), направленный на обеспечение технологической независимости и глобальной конкурентоспособности российских беспилотных воздушных судов (БВС) различного назначения.
Перспективные технологии для БАС
Проектом «Перспективные технологии для БАС» предусмотрен рост количества опытных, экспериментальных образцов
и демонстраторов технологий авиационных систем, полученных в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по перспективным направлениям.
На этапе подготовки федерального проекта, курируемого Министерством образования и науки Российской Федерации, научно-техническим советом при Правительственной комиссии по реализации нацпроекта «Развитие БАС» было сформировано пять экспертных комиссий по девяти отобранным технологическим направлениям. В состав каждой комиссии вошли специалисты МАИ. Экспертами были сформированы и утверждены программа исследований и разработок и перечень научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ.
По утвержденным тематикам Фонд поддержки проектов Национальной технологической инициативы реализовал два конкурса среди научных организаций. По их итогам в число победителей вошли четыре проекта МАИ, которые получили государственную поддержку на сумму 630 млн рублей. Работы по ним будут реализованы в течение трёх лет. Почти все проекты уже получили поддержку отечественных предприятий, подтвердивших свою заинтересованность в использовании результатов работ.
и демонстраторов технологий авиационных систем, полученных в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по перспективным направлениям.
На этапе подготовки федерального проекта, курируемого Министерством образования и науки Российской Федерации, научно-техническим советом при Правительственной комиссии по реализации нацпроекта «Развитие БАС» было сформировано пять экспертных комиссий по девяти отобранным технологическим направлениям. В состав каждой комиссии вошли специалисты МАИ. Экспертами были сформированы и утверждены программа исследований и разработок и перечень научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ.
По утвержденным тематикам Фонд поддержки проектов Национальной технологической инициативы реализовал два конкурса среди научных организаций. По их итогам в число победителей вошли четыре проекта МАИ, которые получили государственную поддержку на сумму 630 млн рублей. Работы по ним будут реализованы в течение трёх лет. Почти все проекты уже получили поддержку отечественных предприятий, подтвердивших свою заинтересованность в использовании результатов работ.
Гибридная силовая установка и нейронавигация. Какие ещё перспективные разработки создали в рамках проекта?
БАС: курс на лидерство
Новости
Как в МАИ появился центр сертификации БАС — и чему учат на первом в стране курсе
по беспилотной сертификации.
по беспилотной сертификации.
Эксперты университета создали уникальную аэродинамическую трубу — компактную, мобильную и специально для беспилотников весом до 100 кг.
Как прошёл финал аэромобильной программы на форуме «Инженеры будущего» —
от теории до полётов и соревнований.
от теории до полётов и соревнований.
из последнего