
Аэродром «Алферьево».В 2024 году финальный этап технологического конкурса «Аэрологистика» проходил на аэродроме МАИ
в Алферьево. Место было выбрано не случайно. Участвуя в программе «Приоритет-2030», университет реализует стратегический проект «Аэромобильность», в рамках которого реализуется масштабная программа развития инфраструктуры на аэродроме МАИ «Алферьево». Это даёт возможность проводить здесь все виды лётных испытаний, в том числе имитирующих полёты над крупными городами.
В рамках конкурса «Аэрологистика» на полигоне аэродрома была создана «правовая песочница» — экспериментальная площадка,
на которой отрабатываются новые технологии и тестируется специальное регулирование для беспилотной авиации, которое
в дальнейшем может быть интегрировано в общую систему законодательства.

Технологический конкурс НТИ Up Great «Аэрологистика» 2024 г.Конкурс проходил в несколько этапов, и каждый раз условия и задачи усложнялись. Этап, реализованный в 2024 году, предполагал организацию доставки грузов без техобслуживания аппаратов
на площадках, а также проведение испытаний по способности дрона автоматически уклоняться от препятствий, передвигающихся
в воздухе. Масса перевозимых грузов составляла не менее 50 кг, а дистанция — 1,2 тыс. км. На маёвском поле были протестированы системы обнаружения, предотвращения столкновений и возвращения на первоначальный маршрут, технологии независимого наблюдения и идентификации, полностью автоматического режима полёта, посадки в изменяющихся точках в пространстве.
Развитию рынка беспилотной аэрологистики препятствуют несколько серьёзных факторов, главным из которых остаётся невозможность полётов БВС в общем воздушном пространстве. Существующие нормы ориентированы на пилотируемую авиацию
и не учитывают специфику беспилотных полётов, таких как дистанционное управление, автономные полёты, невозможность выполнения полётов по правилам визуальных полётов.
Также требуется начать эффективную работу над технологическими разработками, способствующими повышению безопасности полётов БВС. Как отмечает Максим Калягин, огромной проблемой остаётся надёжность техники. Сегодня на 50 вылетов – один критический отказ. С такими показателями о реальных перевозках пока не может быть и речи.
До сих пор на отечественном рынке нет ни одного внешнего пилота для БВС массой выше 30 кг. Однако решение этой проблемы не
за горами. В конце 2024 года Авиационный учебный центр МАИ получил расширение сертификата и стал первым учебным заведением, получившим право обучать авиационный персонал работе с тяжёлыми БВС.
и не учитывают специфику беспилотных полётов, таких как дистанционное управление, автономные полёты, невозможность выполнения полётов по правилам визуальных полётов.
Также требуется начать эффективную работу над технологическими разработками, способствующими повышению безопасности полётов БВС. Как отмечает Максим Калягин, огромной проблемой остаётся надёжность техники. Сегодня на 50 вылетов – один критический отказ. С такими показателями о реальных перевозках пока не может быть и речи.
До сих пор на отечественном рынке нет ни одного внешнего пилота для БВС массой выше 30 кг. Однако решение этой проблемы не
за горами. В конце 2024 года Авиационный учебный центр МАИ получил расширение сертификата и стал первым учебным заведением, получившим право обучать авиационный персонал работе с тяжёлыми БВС.
– Уже в ближайшее время мы запускаем совместную программу с АО НПП «Радар ммс». Она направлена на подготовку внешних пилотов-инструкторов для управления беспилотниками ВТ-440, – говорит Директор Центра подготовки авиационного и неавиационного персонала АУЦ МАИ Наталия Шовгеня. – Эта программа охватывает обучение специалистов работе с БВС свыше 30 кг и открывает новые горизонты в развитии беспилотной авиации в России.Одной из нерешённых на сегодняшний день проблем остаётся низкая экономическая эффективность беспилотной аэрологистики. Ведь чем больше беспилотник – тем выше потребность в наземной инфраструктуре, в том числе пунктов дистанционного управления, площадок взлёта-посадки. Для городов, имеющих свою развитую сеть различных видов транспорта, это невыгодно.
– Для почтовых перевозок беспилотная доставка на два порядка дороже существующих способов, для городской аэрологистики и интернет-ритейла – в 50 раз дороже, – отмечает Максим Калягин.По мнению Антона Никифорова, наиболее востребованной могла бы стать услуга доставки небольшими дронами мелких посылок весом до 5-10 кг на последней или предпоследней миле: из пункта выдачи заказов клиенту на дачу или со склада в центр формирования заказов.
– Что касается рынка грузовых авиаперевозок, то он на сегодняшний день сформирован, и откусывать кусок пирога у авиакомпаний экономически невыгодно. Но только в том случае, если мы считаем, что доставка грузов пилотируемым вертолётом и беспилотником – одна и та же услуга. Правильнее считать, что беспилотная аэрологистика – это новая услуга, позволяющая увеличить частоту доставки. Тогда у нас есть возможность создать новый рынок грузовых перевозок, который будет дополнять традиционные методы доставки и предоставлять новые возможности для бизнеса и потребителей, достигая при этом социально-экономического эффекта, – говорит Антон Никифоров.
Экспериментальная площадка МАИ
Препятствия развития рынка
В современных транспортно-логистических системах аэрологистика является перспективным и эффективным способом быстрой и безопасной доставки грузов в любые отдалённые регионы и на большие расстояния. Активное развитие отрасли беспилотных авиационных систем (БАС) диктует появление принципиально нового направления в этой области – доставка грузов при помощи беспилотных воздушных судов (БВС).
В России, с её обширной территорией, большими городами и загруженными дорогами, массовое использование БВС может оказаться гораздо более эффективным способом, чем другие виды перевозок. Государство и бизнес прилагают для развития этой сферы все усилия.
В России, с её обширной территорией, большими городами и загруженными дорогами, массовое использование БВС может оказаться гораздо более эффективным способом, чем другие виды перевозок. Государство и бизнес прилагают для развития этой сферы все усилия.
БАС в логистике: преимущества и перспективы
Беспилотная аэрологистика обладает рядом преимуществ над другими видами транспорта. Использование БВС приводит
к уменьшению вредных выбросов, снижению транспортной загруженности и повышению скорости доставки. Но самое главное – БВС могут осуществлять доставку в отдалённые и труднодоступные для наземного или водного транспорта населённые пункты. Вертолёты, традиционно используемые для этих целей, не всегда могут обеспечить оперативную доставку из-за недостаточной загрузки или более приоритетных полётов.
В России беспилотная аэрологистика пока ещё находится на стадии экспериментов, испытаний и проработки нормативной базы.
Понять, почему для маршрута были выбраны два самых крупных мегаполиса нашей страны, несложно. Чем густонаселённей регион – тем сложнее получить разрешение от силовых структур для использования воздушного пространства и выполнения авиационных работ, так как это сопряжено с большими рисками.
к уменьшению вредных выбросов, снижению транспортной загруженности и повышению скорости доставки. Но самое главное – БВС могут осуществлять доставку в отдалённые и труднодоступные для наземного или водного транспорта населённые пункты. Вертолёты, традиционно используемые для этих целей, не всегда могут обеспечить оперативную доставку из-за недостаточной загрузки или более приоритетных полётов.
В России беспилотная аэрологистика пока ещё находится на стадии экспериментов, испытаний и проработки нормативной базы.
– Сейчас в России реализуются тестирование технической концепции безопасного применения и поиск экономически оправданных моделей применения БАС для транспортно-экспедиционных компаний. В области грузоперевозок беспилотная доставка может стать достойным конкурентом пилотируемым вертолётам, так как уже сейчас она оказывается на 20% дешевле, а в перспективе может составлять всего 30% от текущей стоимости реализуемых перевозок, – говорит главный конструктор Центра БЛА МАИ Максим Калягин.В декабре 2024 года в СМИ вышла новость, что уже в 2028 году может появиться первый регулярный маршрут по доставке грузов авиабеспилотниками: Санкт-Петербург – Великий Новгород – Тверь – Москва. Стимулом для такого возможного прорыва стал конкурс Up Great «Аэрологистика» Национальной технологической инициативы (НТИ), который был реализован Фондом поддержки проектов НТИ и ассоциацией «Аэронекст». Созданный с целью разработки и тестирования беспилотных авиационных технологий, конкурс должен стать важным звеном на пути к запуску массового применения БЛА для перевозки грузов в России и обеспечить их безопасную интеграцию в воздушное пространство.
Понять, почему для маршрута были выбраны два самых крупных мегаполиса нашей страны, несложно. Чем густонаселённей регион – тем сложнее получить разрешение от силовых структур для использования воздушного пространства и выполнения авиационных работ, так как это сопряжено с большими рисками.
– Если мы решим эту задачу по такому сложному маршруту, который имеет множество зон ограничения полётов, и технологически и нормативно преодолеем все барьеры, то сможем автоматически масштабировать этот опыт на всей остальной территории России, – говорит первый заместитель генерального директора ООО «Аэромакс», член оргкомитета конкурса «Аэрологистика» Антон Никифоров.
Как работают беспилотные курьеры, для чего они бизнесу и что важно учесть
при внедрении новых технологий.
при внедрении новых технологий.
Беспилотная аэрологистика — революция в доставке грузов
Новости
Как в МАИ появился центр сертификации БАС — и чему учат на первом в стране курсе
по беспилотной сертификации.
по беспилотной сертификации.
Эксперты университета создали уникальную аэродинамическую трубу — компактную, мобильную и специально для беспилотников весом до 100 кг.
Как прошёл финал аэромобильной программы на форуме «Инженеры будущего» —
от теории до полётов и соревнований.
от теории до полётов и соревнований.
из последнего