Выпускные работы слушателей касались разных областей беспилотных авиационных систем и были посвящены актуальным практическим задачам. Выпускница программы ДПО «Технолог производства узлов и агрегатов БВС», студентка третьего курса института №7 «Робототехнические и интеллектуальные системы» МАИ Алиса Миколайчук рассказывает, что в рамках группового проекта она
с остальными участниками разрабатывала технологические процессы для изготовления БВС. Каждый выбирал агрегат для проектирования (крыло, элероны, носовая часть фюзеляжа и так далее), что позволило в итоге создать законченное изделие. Непосредственно Алиса занималась разработкой центральной части фюзеляжа БЛА самолётного типа для мониторинга окружающей среды.
для предотвращения начинающихся пожаров в наших бескрайних лесах и другие.
в начале 2025 года.
с остальными участниками разрабатывала технологические процессы для изготовления БВС. Каждый выбирал агрегат для проектирования (крыло, элероны, носовая часть фюзеляжа и так далее), что позволило в итоге создать законченное изделие. Непосредственно Алиса занималась разработкой центральной части фюзеляжа БЛА самолётного типа для мониторинга окружающей среды.
– У многих были потрясающие итоговые работы, пусть и иногда с ошибками, иногда спорные и вызывающие дискуссию, но просто восхитительные, – говорит преподаватель программы ДПО «Специалист по проектированию конструкций (узлов, механизмов, компоновки) БВС», специалист Дирекции «Аэромобильность», доцент кафедры №1204 «Радиоэлектроника, телекоммуникации и нанотехнологии» МАИ Андрей Лямин. – По результатам выполнения работ некоторые слушатели, особенно с опытом работы более 10 лет, настолько разобрались в данной тематике, что их опыт можно использовать на предприятиях отрасли для первичного обучения молодых специалистов основам проектирования БВС.В числе работ разработка беспилотных летательных аппаратов для мониторинга морских обитателей, мониторинга пожаров на судах, перевозки грузов, поиска пропавших людей и первой помощи им в интересах МЧС, а также агродронов, беспилотников
для предотвращения начинающихся пожаров в наших бескрайних лесах и другие.
– Такого рода образование – это возможность для нашей страны избавиться от зависимости от зарубежных поставок, взрастить своих специалистов различного возраста и опыта, способных не только производить практически всю линейку собственной компонентной базы для БВС, но и проектировать новейшие, перспективные и эффективные отечественные беспилотные летательные аппараты. То есть выйти на качественно новый уровень импортозамещения, – отмечает Андрей Лямин.По итогам первого этапа обучения, реализуемого в рамках федерального проекта «Кадры для БАС», специалисты МАИ проведут глубокий анализ полученных результатов, доработают и усовершенствуют образовательные программы ДПО. Второй этап обучения стартует уже
в начале 2025 года.
Подготовка «с нуля»
Интересно отметить, что согласно анализу, проведённому Университетом 2035, опыт работы в сфере БАС имеют только порядка 17% желающих пройти обучение. Всё дело в том, что стать слушателем может практически любой заинтересованный в данном направлении человек – лишь на некоторых программах для поступления необходимо иметь определенные базовые знания и опыт. Тем не менее, чтобы попасть на программу, необходимо обладать высоким уровнем мотивации.
и элементов БАС. Результатом стал масштабный курс, который позволяет подготовить специалиста «с нуля» — от базового уровня
до уверенного владения современными инструментами CAD-систем и практическими навыками. Кроме того, программа даёт участникам понимание проектной логики, что важно для продолжения профессионального развития в области создания БАС.
Заместитель заведующего кафедрой «Стартовые и технические ракетные комплексы» в Амурском государственном университете Максим Аревков признаётся, что выбрал программу «3D-моделирование в производстве БАС» как раз для повышения своих знаний и навыков
в области БАС.
в производстве БАС» присутствовало много выпускников бакалавриата МАИ 2024 года. Для ребят это был полезный опыт более глубокого погружения в индустрию БАС, структурирования полученной за годы обучения информации и наработки качественного портфолио в виде актуальных проектных работ.
– Особенно меня впечатлили слушатели, которые пришли не из авиационной индустрии. Они смогли наработать компетенции, чтобы реализовывать себя как технологи производства беспилотного воздушного судна (БВС – ред.). И главное, что они видят себя в будущем в этой сфере, готовы идти дальше. Возможно, благодаря обучению они воплотили свою мечту – сменить профессию, – отмечает преподаватель программы ДПО «Технолог производства узлов и агрегатов БВС», начальник научно-исследовательского отдела кафедры 104 «Технологическое проектирование и управление качеством» МАИ Борис Сафоклов.Анна Корешникова работает в компании «Кронштадт» инженером по нормированию труда, однако давно хочет сменить профессию и стать технологом на производстве. Обучение по программе «Технолог производства узлов и агрегатов БАС» в МАИ стало первой и важной ступенью к реализации задуманного.
– Всё сошлось как нельзя лучше, – говорит Анна. – Хорошо изученные мной методы нормирования, актуальность данного направления, желание развиваться и применять свои знания непосредственно в производстве, федеральный проект и обучение в МАИ.Изначально перед разработчиком и в дальнейшем преподавателем программы ДПО «3D-моделирование в производстве БАС», инженером-технологом Лаборатории аддитивных технологий МАИ Вениамином Брыкином стояла задача собрать имеющиеся в МАИ знания и опыт в области 3D-моделирования и адаптировать их к специфической и трудоёмкой области проектирования изделий
и элементов БАС. Результатом стал масштабный курс, который позволяет подготовить специалиста «с нуля» — от базового уровня
до уверенного владения современными инструментами CAD-систем и практическими навыками. Кроме того, программа даёт участникам понимание проектной логики, что важно для продолжения профессионального развития в области создания БАС.
Заместитель заведующего кафедрой «Стартовые и технические ракетные комплексы» в Амурском государственном университете Максим Аревков признаётся, что выбрал программу «3D-моделирование в производстве БАС» как раз для повышения своих знаний и навыков
в области БАС.
– В Амурской области направление, связанное с БЛА, только начинает развиваться. Обучение дало мне возможность получить ценные знания от специалистов, работающих в этой сфере. Самой интересной частью для меня стала практическая работа, в частности демонстрация создания 3D-моделей БЛА. Это дало мне понимание, как современные технологии могут ускорять проектирование, – отмечает Максим Аревков.Стоит отметить, что на программах «Разработка программного обеспечения для полётного контроллера БАС» и «3D-моделирование
в производстве БАС» присутствовало много выпускников бакалавриата МАИ 2024 года. Для ребят это был полезный опыт более глубокого погружения в индустрию БАС, структурирования полученной за годы обучения информации и наработки качественного портфолио в виде актуальных проектных работ.
Польза для индустрии
Возможность войти в новую профессию за 1-3 месяца в стремительно развивающейся индустрии беспилотной авиации ещё год назад звучало как утопия. Однако в 2024 году это стало реальным благодаря запуску федерального проекта «Кадры для БАС», который входит
в состав национального проекта «Беспилотные авиационные системы».
В конце ноября в Московском авиационном институте завершились первые девять программ дополнительного профессионального образования (ДПО). Свои дипломы защитили 250 человек из Москвы, Подмосковья, Ахтубинска, Тулы, Уфы, Улан-Удэ, Благовещенска
и других городов России.
Более 25% прошедших обучение в МАИ – студенты и молодые специалисты в возрасте до 25 лет, 65% – опытные специалисты, работающие
в сфере БАС, авиации, IT и других направлениях. Оставшиеся 10% – люди старше 50 лет. Все они получат удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке, а также будут внесены в цифровой реестр кадров БАС.
Цель федерального проекта – с помощью ведущих вузов подготовить по гибким образовательным траекториям достаточное количество специалистов для нового, активно развивающегося в России рынка, в том числе и в регионах. К 2030 году в России должно появиться более 60 тысяч кадров для БАС.
90% стоимости обучения компенсируется государством. Реализованные в МАИ программы включали вводный курс, теоретическую подготовку и практику. Вводный курс и теоретическая подготовка проходили в онлайн-формате, а практическая составляющая – очно или онлайн. Программы реализовывались совместно с региональными вузами-партнёрами, преподаватели которых предварительно получили доступ к онлайн-платформе с уникальными наработками специалистов МАИ, включающими лекции, видеоматериалы и другой полезный образовательный контент. Благодаря этому удалось достичь высокого уровня проведения очных практических занятий с учётом базы знаний МАИ и специфики регионов.
в состав национального проекта «Беспилотные авиационные системы».
В конце ноября в Московском авиационном институте завершились первые девять программ дополнительного профессионального образования (ДПО). Свои дипломы защитили 250 человек из Москвы, Подмосковья, Ахтубинска, Тулы, Уфы, Улан-Удэ, Благовещенска
и других городов России.
Более 25% прошедших обучение в МАИ – студенты и молодые специалисты в возрасте до 25 лет, 65% – опытные специалисты, работающие
в сфере БАС, авиации, IT и других направлениях. Оставшиеся 10% – люди старше 50 лет. Все они получат удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке, а также будут внесены в цифровой реестр кадров БАС.
Цель федерального проекта – с помощью ведущих вузов подготовить по гибким образовательным траекториям достаточное количество специалистов для нового, активно развивающегося в России рынка, в том числе и в регионах. К 2030 году в России должно появиться более 60 тысяч кадров для БАС.
90% стоимости обучения компенсируется государством. Реализованные в МАИ программы включали вводный курс, теоретическую подготовку и практику. Вводный курс и теоретическая подготовка проходили в онлайн-формате, а практическая составляющая – очно или онлайн. Программы реализовывались совместно с региональными вузами-партнёрами, преподаватели которых предварительно получили доступ к онлайн-платформе с уникальными наработками специалистов МАИ, включающими лекции, видеоматериалы и другой полезный образовательный контент. Благодаря этому удалось достичь высокого уровня проведения очных практических занятий с учётом базы знаний МАИ и специфики регионов.
Актуальные практические задачи
В разработке программ ДПО для федерального проекта активное участие принимали специалисты МАИ. Программы были разработаны
с учётом отраслевого заказа и кадровых потребностей компаний.
В образовательном процессе участвовали как специалисты из разных подразделений МАИ, так и приглашённые внешние эксперты
из индустрии.
и направлений беспилотной области. Это классификация беспилотных летательных аппаратов (БЛА), правовые нормы, среды симуляций
и разработки, протоколы взаимодействия, языки программирования, машинное обучение и многое другое.
с учётом отраслевого заказа и кадровых потребностей компаний.
В образовательном процессе участвовали как специалисты из разных подразделений МАИ, так и приглашённые внешние эксперты
из индустрии.
– Среди партнёров МАИ много компаний, являющихся разработчиками и эксплуатантами БАС. Мы очень хорошо знаем их «боль» – те задачи и проблемы, которые сегодня перед ними стоят. Поэтому для нас не составило труда сформировать на их основе актуальные и интересные задачи для наших слушателей в упрощённом и удобном для обучения формате, – говорит разработчик и преподаватель программы ДПО «Разработка программного обеспечения для полётного контроллера БАС», заместитель начальника управления «IT-Центр» МАИ Пётр Ухов.Как отмечает Пётр Ухов, на его программе студенты смогли расширить свои взгляды на индустрию БАС, познакомиться с процессом разработки и научиться работать с типовыми инструментами разработчика софта для беспилотников. Так, Павел Клепкин, работающий инженером-программистом в Хабаровском аэропорту и пришедший на программу «Разработка программного обеспечения для полётного контроллера БАС» с целью профессионального роста, говорит, что в процессе обучения был затронут очень обширный спектр тем
и направлений беспилотной области. Это классификация беспилотных летательных аппаратов (БЛА), правовые нормы, среды симуляций
и разработки, протоколы взаимодействия, языки программирования, машинное обучение и многое другое.
– По-настоящему комфортно, как в своей стихии, я почувствовал себя, когда мы дошли до изучения кодов. Скрипты, апплеты, применение разных языков программирования, библиотек и технологий – это то, что мне понравилось больше всего. И, конечно же, выпускную работу я решил делать именно в этой части – отмечает Павел Клепкин.
250 слушателей из различных регионов смогли получить новые знания и навыки, необходимые для работы в сфере БАС.
В МАИ завершился первый этап федерального образовательного проекта «Кадры для БАС»
Новости
Как в МАИ появился центр сертификации БАС — и чему учат на первом в стране курсе
по беспилотной сертификации.
по беспилотной сертификации.
Эксперты университета создали уникальную аэродинамическую трубу — компактную, мобильную и специально для беспилотников весом до 100 кг.
Как прошёл финал аэромобильной программы на форуме «Инженеры будущего» —
от теории до полётов и соревнований.
от теории до полётов и соревнований.
из последнего